Кыргызское прикладное искусство
en fr

ТКАЧЕСТВО

Ткачество играло важную роль в кочевой жизни. По традиции, в украшении юрт использовались только материалы домашнего производства. Поэтому большинство женщин имело определенный уровень ремесленных навыков. При этом конечные продукты, помимо декоративных качеств, обладали еще и практическими функциями – такими как присоединение жердей купола к кереге (решетке), скрепление рам юрты и фиксация накинутого на юрту войлока.

Тканое полотно (называемое таар) производилось из овечьей, козьей и верблюжьей шерсти, из него изготавливались верхняя одежда и другие хозяйственные предметы. На юге страны применялся также хлопок и даже шелк.
Прежде чем растянуть и смотать нить на специальное веретено (ийик), сырье для нее собиралось, сортировалось, очищалось и взбивалось прутами. Прялись нити разной толщины, в зависимости от конечной цели их использования. Затем пряжа окрашивалась натуральными красителями. В конце из нее ткалось полотно на горизонтальном ткацком станке (ормёк). Ширина полотна могла быть от 4 до 70 см, длина могла достигать 25 м. По всей видимости, у каждого кыргызского племени было свое название для ткацкого станка. Чем сложнее был рисунок, тем больше нитей требовалось. В этом случае ширина готового материала была значительно уже общей ширины нитей, которые сплошным потоком тянулись в ткацкий станок. 
Различают три основных вида тканых полотен:

  • * Терме – встречается по всему Кыргызстану и считается самым сложным в изготовлении;
  • * Каджары – встречается в основном на юге и юго-западе Кыргызстана. В этом виде полотна используется более тонкая нить;
  • * Беш кеште (“пять вышитых мотивов”) – в прошлом очень распространенный вид материи, похожей на атлас, из которой шились седельные сумки, вещевые мешки и даже делались ковры. В настоящее время производится большей частью на юге и западе страны (в регионах Ош и Талас). 

Половики иногда делались путем сшивания тканых полос разной ширины. Такие коврики использовались в разных целях, например, для завертывания дорогой одежды. Другие полосы тканой материи применялись в качестве каймы для конских попон.

Ткачество было летним видом ремесла, которое осуществлялось на открытом воздухе и в котором обычно участвовали две женщины. Это ремесло подразумевает долгие часы сидения на корточках с согнутой спиной и совершение ритмичных повторяющихся движений. Сегодня ткачество сохранилось в основном в селах.